גיא (guy_gomel) wrote,
גיא
guy_gomel

Разрыв шаблона

Ровно неделю назад был на предвыборном ЛГБТ-форуме с участием ведущих израильских политиков. По следам этой встречи и полемики в соцсетях написал несколько дней назад статью для сайта РеЛевант.

На протяжении многих лет одним из наиболее популярных и устойчивых социальных стереотипов в среде русскоговорящих израильтян была уверенность в том, что «представители нетрадиционной ориентации» (этот термин я намеренно взял в кавычки, поскольку сам он является образчиком стереотипного мышления) придерживаются исключительно левых или леворадикальных взглядов, а на выборах в кнессет отдают предпочтение соответствующим партиям и движениям. Нет сомнений, что любые политические и идеологические воззрения (левые, правые, центристские) легитимны, если речь не идет о чем-либо, находящимся вне рамок закона. Политическая конкуренция и идеологический плюрализм в демократическом обществе являются нормой. Однако с учетом того, что гомофобские предрассудки в среде выходцев из бывшего СССР все еще сильны, а значительная часть наших дважды соотечественников придерживается правых взглядов и голосует за правые партии, сочетание слов «левые и геи» звучит особенно угрожающе для русскоизраильского уха.

Разумеется, этот стереотип имеет весьма отдаленное отношение к реальности. ЛГБТ, люди негетеросексуальной ориентации, принадлежат к самым разным группам населения — этническим, конфессиональным, социальным. Их можно найти среди уроженцев страны и новых репатриантов, евреев и арабов, секулярных израильтян и ортодоксов, жителей Тель-Авива и Иерусалима, киббуцников и поселенцев. Конечно, всех их объединяет стремление избавить общество от гомофобских предрассудков, искоренить дискриминацию и добиться равноправия по ряду вопросов. Однако это, естественное для любой группы, стремление отнюдь не означает, что столь разные люди придерживаются одинаковых воззрений по социально-экономическим вопросам или в том, что касается палестино-израильского конфликта, магистральной темы израильской политики.

Можно понять, как возник стереотип о «неразрывной связи» ЛГБТ и партий левого спектра. С конца 80-х и до начала нулевых ЛГБТ-община в борьбе за легитимацию своего статуса, за отмену дискриминационных параграфов и равноправие в семейной сфере могла опираться (и опиралась) лишь на небольшие движения левого направления, в которых центральное место занимала тема прав человека. Такой партией в конце 80-х годов был РАЦ, созданный выдающейся правозащитницей Шуламит Алони, а затем преемник РАЦ — блок левых партий МЕРЕЦ.

Но с тех давних пор много воды утекло в реке Иордан. Израильское общество, как и другие западные демократии, кардинально изменило свое отношение к данному вопросу. Этому предшествовала длительная политическая и юридическая борьба. Одной из характерных примет новой реальности стало появление ЛГБТ-активистов во всех израильских партиях – левых, центристских и правых. На сегодняшний день партийные ЛГБТ-группы существуют не только в МЕРЕЦ и Аводе, но и в партии Яира Лапида Еш Атид, а также в Ликуде. Среди парламентариев, которые открыто выступают в поддержку прав этой группы населения, можно найти представителей почти всех секулярных партий страны. За исключением, пожалуй, «русской» партии Наш Дом Израиль.

В минувшую пятницу в тель-авивском концертном зале «Бейт Ционей Америка» состоялась предвыборная дискуссия, организованная израильской ЛГБТ-ассоциацией (Агуда). На встречу с участниками форума пришли ведущие политики страны: председатель МЕРЕЦ Захава Гальон, экс-министр юстиции Ципи Ливни, представлявшая блок Сионистский лагерь, бывший министр финансов, лидер партии Еш Атид Яир Лапид и представитель правящей партии Ликуд, министр обороны Моше (Буги) Яалон. Речь идет о политиках, которые однозначно и недвусмысленно поддерживают борьбу ЛГБТ за свои права.

Встреча подробно освещалась в израильских СМИ. И, наверное, не вызвала бы особого интереса, если б не участие в ней министра обороны. Для некоторой части русских израильтян это оказалось сюрпризом. Участие в ЛГБТ-форуме правого политика, занимающего «ястребиные» позиции по палестино-израильскому конфликту и при этом искренне симпатизирующего израильским геям, лесбиянкам и трансгендерам, вызывало шок у неподготовленной русскоязычной публики. В социальных сетях появилось множество недоуменных реплик и статусов на эту тему. Была разрушена привычная картина мира. Рухнули старые добрые стереотипы («левые и геи», «геи и левые»). Если добавить к этому и то, что на встречу Яалона пригласил лидер ЛГБТ-группы «Гордость в Ликуде», бывший офицер ШАБАК, Амир Охана, выигравший праймериз по тель-авивскому округу… Если добавить еще и то, что встреча открылась видеообращением премьер-министра Биньямина Нетаниягу, впервые произнесшего сакраментальные слова «геи и лесбиянки»… Если упомянуть также и то, что на встречу должна была прийти Мири Регев, еще один крупный политик Ликуда, занимающая 5-е место в партийном списке… То можно понять степень потрясения многих правоориентированных русских израильтян.

Однако сюрпризом участие Яалона в февральском форуме назвать трудно. Чуть более года назад, в январе 2014 года, на своей странице в Фейсбуке Яалон написал:

«Я встретился вчера с участниками ЛГБТ-группы Ликуда. В ходе встречи я сказал присутствовавшим, что считаю крайне важным все, что связано с толерантным, открытым, либеральным обществом, которое не подвергает дискриминации граждан из-за их сексуальной ориентации. Я неоднократно касался этой темы, когда обсуждалась тема браков. Я считаю это крайне важным, поскольку, к сожалению, в израильском обществе все еще имеют место мрачные предрассудки в разных сферах жизни…
Я думаю, что именно израильская армия была в свое время прогрессивным фактором в этом вопросе, поскольку не видела в этом ничего странного, подозрительного, подлежащего дискриминации. Так было еще тогда, когда армии других стран зачастую видели в сексуальной идентичности повод для запрета на выполнение определенных функций. Я думаю, что, начиная с 90-х годов, наша армия выдержала эту проверку. Это стало чем-то само собой разумеющимся в армейской системе — задолго до законодательной деятельности по данной теме — и в том, что касается признания прав ЛГБТ.
… Нам предстоит долгий путь. Я полагаю, что и внутри политической системы, и в обществе, и в сфере просвещения (включая ЦАХАЛ) — очень важно продолжать борьбу с таким негативным явлением, как гомофобия, которая все еще достаточно сильна в израильском обществе… Когда ты ведешь борьбу с таким явлением, как гомофобия, это воспитывает терпимость и в других аспектах (принятие «другого», отношение к «другому»). Это одна из наших ценностей — еврейского, израильского общества. И следует внятно говорить об этом.
Считайте меня мобилизованным во имя ЛГБТ-сообщества во всем, что касается прав, во всем, что касается борьбы с дискриминацией, во всем, что касается борьбы с гомофобией. Я мобилизован и говорю об этом внятно — без сомнений и колебаний…»


Не знаю, следует ли считать предвыборный форум в «Бейт Ционей Америка» некоей вехой в истории израильского ЛГБТ-движения. Возможно. Все это отнюдь не означает, что борьба за равноправие завершена, она далека от завершения. Ясно одно: декларативная, знакомая нам по тому, что происходит в России, политическая и общественная гомофобия, в современном Израиле, как и во всем цивилизованном мире, окончательно перестала быть легитимной и является уделом маргиналов.


Тель-Авив, ZOA, 6 февраля 2015 г.






















видеообращение Нетаниягу




Яир Лапид




Моше (Буги) Яалон




Захава Гальон




Ципи Ливни






Амир Охана (Ликуд), Тамар Зандберг (МЕРЕЦ), Карин Альхарар (Еш атид), Ревиталь Свейд (Сионистский лагерь)










Tags: gay, land of israel
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments