גיא (guy_gomel) wrote,
גיא
guy_gomel

  • Location:
  • Music:

Пролетарии всех стран, бейте в красный барабан

Фотографировал вчера на одной из двух первомайских демонстраций в Тель-Авиве - на площади Рабина. Фотографии пригодились для статьи об истории первомайских празднований в Израиле. Тема, кстати, весьма занимательная. В ней, как в капле воды, отражается социально-экономическая и политическая история государства: от мапаевского социализма - до доморощенного неолиберализма девяностых-нулевых.

* * *
Когда-то, в далекие 50-е, 60-е и даже 70-е гг. прошлого века, в период развитого мапаевского социализма и всеобщей трейдюнионизации трудящихся, 1-е мая в Израиле было вполне себе - если не официальным, то полуофициальным - праздником (или, если хотите, важной датой), который отмечался с определенным размахом. Разумеется, израильский Первомай не шел ни в какое сравнение с подобного рода манифестациями в СССР и странах коммунистического блока. Но по улицам Тель-Авива, Хайфы и Назарета шли многочисленные колонны демонстрантов, представлявших различные профсоюзные организации, молодежные движения, левые и левоцентристские партии.

Официальный статус Дню международной солидарности трудящихся, несмотря на давление политиков-социалистов и Гистадрута, кнессет придавать не захотел. Этому противились представители правых и религиозных партий. К тому же статус единственно возможных государственных праздников был намертво закреплен за еврейскими и сионистскими датами. Немаловажным фактором было также и то, что Первое мая ассоциировалось с Советским Союзом, занимавшим враждебные, проарабские позиции на международной арене, и официальный Иерусалим, имевший особые отношения с США и Западом, не хотел размахивать красной тряпкой перед мордой американского быка. Однако на практике, вплоть до начала 80-х годов, Первомай отмечался почти на официальном уровне.

Первое мая в те годы считалось одним из наиболее предпочтительных "выходных по выбору" ("йом ха-бхира"), полагающихся наемному работнику в соответствии с трудовым законодательством. Министерство просвещения позволяло закрывать в этот день учебные заведения, если администрация сообщала об этом заранее. В трех законодательных актах ("Закон о ежегодном отпуске", "Закон о компенсации после увольнения" и "Закон о демобилизованных солдатах") 1-е мая имело статус, равный еврейским праздникам. Всеобщая федерация профсоюзов (Гистадрут) имела обыкновение в этот день проводить массовую "праздничную" забастовку - на предприятиях и учреждениях, которые находились под ее опекой (а таковых в те годы было подавляющее большинство). В первомайских мероприятиях участвовали руководители Партии Труда - иными словами, лидеры еврейского государства.

Но все стало меняться с середины 80-х. В 77-м произошел политический переворот, положивший конец 30-летнему правлению лейбористов. К власти пришел правый Ликуд. А затем социалистический Израиль, стремясь выбраться из глубокого кризиса, совершил разворот на 180 градусов и начал процесс либерализации экономики, включавший в себя приватизацию предприятий государственного сектора и целенаправленное ослабление социального государства. Партия Труда, давно уже переставшая представлять рабочий класс, постепенно превратившаяся в партию военно- государственной элиты и крупных буржуа, стала тяготиться первомайским наследием. Гистадрут также потерял интерес к, казалось бы, наиболее аутентичному для профсоюза празднику. А в начале 90-х в Израиль хлынул колоссальный поток иммигрантов из распадающегося СССР. Для многих из них 1-е мая было бессмысленным (а порой и ненавистным) наследием советского прошлого. И то, что в Израиле кто-то отмечает эту дату, воспринималось выходцами из бывшего Союза, в лучшем случае, как курьез.

В 90-е и 2000-е гг. Первомай влачил в Израиле жалкое существование. В 1994-м году новый глава Гистадрута Хаим Рамон принял решение исключить 1-е мая из числа официальных дат. Этому решению противились лишь израильские коммунисты, которые и взяли на себя задачу сохранить остатки первомайской традиции. Они проводили первомайские митинги и манифестации в Тель-Авиве и Хайфе. А центр первомайских праздненств переместился в арабский Назарет. Молодежные социалистические движения проводили локальные и немногочисленные мероприятия в Тель-Авиве и других городах страны.

Попытки возродить славные первомайские традиции давних лет начали предприниматься с конца 2000-х гг. Этому способствовал также экономический кризис середины прошлого десятилетия. В 2008 году возобновились демонстрации в Тель-Авиве. Наиболее массовая первомайская манифестация в Тель-Авиве состоялась в 2010 году. В ней приняло участие более 5 тысяч человек. Большие демонстраци прошли в Хайфе, Иерусалиме и Беэр-Шеве. В 2011-м и 2012-м гг. по стране прокатилась мощная волна массовых акций социального протеста, что придало первомайской традиции новый импульс. История Первомая в Израиле, по всей видимости, еще не завершена. Хотя рассчитывать на былое мапаевско-гистрадрутовское величие вряд ли приходится. Иные времена, иные нравы.
























известный актер Ами Смолярчик




















Tags: israelis, land of israel, paparazzi, tel-aviv
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →