גיא (guy_gomel) wrote,
גיא
guy_gomel

Расплата за долги

В минувшие выходные посмотрел две киноленты, которые, по сути дела, являются одним и тем же фильмом - израильский шпионский триллер и его голливудский ремейк, авторы которого с уважением отнеслись к оригиналу, незначительно изменив некоторые сюжетные линии.

Израильская лента Асафа Бернштейна "Долг" (החוב) вышла в отечественный прокат в 2007 году и, несмотря на качественный сценарий, уверенную режиссуру и отличный актерский состав (Гила Альмагор, Нета Гарти, Итай Тиран, Иехезкель Лазаров), не заинтересовала зрителей, собрав скромную, даже по мизерным израильским меркам, кассу. Американский ремейк "The Debt" (в российском прокате он называется "Расплата"), снятый британским режиссером Джоном Мэдденом ("Влюбленный Шекспир"), напротив, оказался достаточно удачным с коммерческой точки зрения. Фильм Мэддена вышел в американский и международный прокат в сентябре и пользуется внушительным зрительским успехом.

Сюжет обоих фильмов практически одинаков: 1965 год. Молодые агенты Моссада (Рахель, Эхуд и Цви; в американской версии - Рэйчел, Дэвид и Стефан), представители так называемого "второго поколения" израильтян (дети родителей, выживших или погибших в огне нацистского геноцида в Европе) выслеживают в Восточном Берлине "хирурга из Биркенау", врача-садиста, на совести которого тысячи замученных евреев. Изуверу удалось скрыться от правосудия, и теперь он живет под другим именем в столице ГДР, работая гинекологом. Юные моссадовцы, согласно утвержденному плану, похищают нациста, однако переправить его в Израиль им не удается. Коварный садист бежит. Миссия провалена, но ее участники решают скрыть от начальства факт побега. Они заявляют, что нацистский доктор был убит при попытке к бегству, и возвращаются на родину героями.

Спустя тридцать лет всплывает информация о том, что "хирург из Биркенау" спокойно доживает свои дни в доме престарелых на территории постсоветской Украины. Уже немолодая Рахель (Рейчел), обласканная славой отставная разведчица, национальная героиня, едет в Киев, чтобы спасти свою репутацию и довести давнюю миссию до логического завершения.

Оба фильма, на мой взгляд, достойны просмотра. Шедевром или образцом жанра ни тот, ни другой не являются, но развлекательную миссию они выполняют вполне успешно. Разумеется, глупо сравнивать 20-миллионый бюджет мирамаксовского триллера и скромные возможности израильского кинофонда, выделившего на съемки "Долга" миллион долларов. В американской версии много дорогостоящего экшна (сцена в берлинском метро, преследование агентов восточногерманской полицией). В израильском оригинале подобного рода голливудские излишества, естественно, отсутствуют. Все это ничуть не умаляет достоинств израильской версии, которая, на мой взгяд, незаслуженно недооценена.

Мне трудно понять, почему картина Асафа Беренштейна была проигнорирована израильскими зрителями. Может быть, всем до смерти надоела неувядающая первая леди израильского кинематографа Гила Альмагор, сыгравшая пожилую Рахель. В украинских сценах Альмагор забавно говорит по-русски с тяжелейшим ивритским акцентом. Однако трио молодых актеров - Нета Гарти, Итай Тиран и Иехезкель Лазаров - играют великолепно. Блестящую работу выполнил немецкий актер Эдгар Зелге, сыгравший нацистского врача в израильской ленте. Мне его исполнение понравилось гораздо больше, чем игра датчанина Еспера Кристенсена в ленте Мэддена.

Американцы в своем ремейке пускают в ход тяжелую артиллерию. В фильме занят мощный актерский состав во главе с замечательной британской актрисой Хеллен Миррен (в роли пожилой Рэйчел), молодой голливудской звездой Джессикой Честейн (Рейчел в юности) и героем кэмероновского "Аватара" Сэмом Уортингтоном. Небольшую роль дочери Рейчел, Сары, написавшей книгу о своей матери, играет израильская актриса Роми Абулафия, женщина красоты необыкновенной. Надеюсь, что на нее обратят внимание зрители и профессионалы в странах большого кино. Кстати, эта линия была придумана американскими сценаристами. В фильме Бернштейна книгу о своей героической миссии в Берлине написала сама Рахель.

Нет смысла рассуждать о том, насколько успешно голливудская адаптация израильского сюжета передает ряд психологических нюансов, связанных с мучительными переживаниями представителей "дор шени" ("второго поколения"), детей тех, кто пережил Холокост. К этому поколению принадлежат герои фильма, молодые агенты Моссада. Тема "дор шени" довольно популярна в израильском кино и литературе. В этом плане "Долг" глубже и точнее "Расплаты" - что неудивительно. Мэддэну, тем не менее, удалось снять качественный шпионский триллер, который не претендует на лавры выдающегося кинопроизведения. Если уж на то пошло, скромный боевичок Мэддэна понравился мне больше, чем еще одна голливудская сага о Моссаде, претенциозный спилберговский "Мюнхен".





"Долг" (החוב), Израиль (2007)




"The Debt" (2011)






"Долг" (החוב), Израиль (2007)













"The Debt" (2011)



















прекрасная Роми Абулафия в роли дочери Хелен Миррен

Tags: movies
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments