גיא (guy_gomel) wrote,
גיא
guy_gomel

Тель-авивский выбор

Несколько недель назад пообщался с мэром Тель-Авива Роном Хульдаи и его соперником на выборах, Ницаном Горовицем (которого - гилуй наот - я поддерживаю и собираюсь отдать ему свой скромный голос).
Вот результаты общения - текст на сайте РеЛевант.




Рон Хульдаи, мэр первого ивритского города, экономической и культурной столицы Израиля, занимает этот пост вот уже 15 лет. Он рассчитывает провести еще, как минимум, пять лет в своем кабинете на 12-м этаже мунициального здания, расположенного на площади Рабина. Все зависит от того, за кого проголосуют горожане – за действующего мэра или за его основного соперника, депутата кнессета Ницана Горовица, который намерен дать бой опытному градоначальнику.

Отношение к Хульдаи неоднозначное: с одной стороны, он заработал репутацию крепкого «хозяйственника», человека, кардинальным образом изменившего облик Тель-Авива, превратившего разваливавшийся в 80-е и 90-е гг. город не только в наболее привлекательное, с точки зрения многих израильтян, место жительства, но и лакомый кусок для воротил недвижимости, что повлекло за собой невероятный рост цен на жилье. Стоимость проживания в «незысыпающем» городе превысила все разумные пределы даже на фоне стремительного роста жилищных цен по всей стране. Одновременно со шквальным ростом цен на покупку и аренду тель-авивского жилья - южные кварталы города быстро превращались в гетто африканских мигрантов. Еще один процесс, характерный для Тель-Авива последних 10 лет, связывают с муниципальной политикой Хульдаи: интенсивное строительство престижных небоскребов, которые заселяются богатыми иностранными резидентами, посещающими Израиль два раза в год, и представителями местного клуба миллионеров.

Раздражение в отношении Хульдаи накапливалось в течение многих лет. Уже на выборах 2008-го года его неожиданным и опасным соперником стал политик, который, по идее, не должен был пользоваться широкой популярностью среди горожан, коммунист Дов Ханин. А после социального взрыва 2011 года, символом которого стал палаточный городок на бульваре Ротшильда, негативные эмоции в адрес Хульдаи лишь усилились.

Я побеседовал с обоими кандидатами – с действующим мэром и с тем, кто надеется занять его место.

С Роном Хульдаи мы встретились в его кабинете, в здании муниципалитета. Из окна открывался вид на площадь Рабина и улицу Малькей Исраэль, где находится предвыборный штаб Горовица. Там мы общались с Ницаном.




Рон Хульдаи: «Во всем виновато государство»





- Рон, прежде всего - проблема жилья. Проблема доступного жилья для молодых семей, просто жилья для аренды теми, у кого нет собственного дома. Заоблачные цены. Молодежь, да и люди более зрелые и состоятельные, элементарно не могут платить огромные деньги за проживание в городе.

- Это не тель-авивская проблема. Это проблема всего государства Израиль. И называется она «дороговизна жизни». Нет ни малейших шансов сформировать особую реальность, при которой в Тель-Авиве будут в наличии дешевые квартиры, а в Гиватаиме - дорогие. Не стоит забывать, что все государство Израиль - не такое большое по размеру, не больше, чем Москва, например. Невозможно решить городские жилищные проблемы в отрыве от общеизраильских. В отрыве от общего состояния жилищного сектора в государстве, в отрыве от существующего законодательства, которое формируется в кнессете, в отрыве от государственной политики выделения земель под строительство (строить социальное жилье или нет, если строить, то в каком объеме). Все это решается на правительственном уровне.

Все три аспекта, от которых зависит жилищный вопрос, контролирует государство – земля, законы и бюджет. И Тель-Авив, как самый большой город страны, все удары принял на себя первым.

Парадокс. Столь острая жилищная проблема в Тель-Авиве связана с тем, что все хотят жить в нашем городе, который стал самым привлекательным в стране. 15 лет назад, когда я только приступил к работе на посту мэра, в Тель-Авиве никто не хотел жить, и цены на квартиры не увеличивались. Сегодня все иначе.

- Ты утверждаешь, что у мэрии нет никаких рычагов влияния в данном вопросе? Земли, которые принадлежат городу? Требование к подрядчикам строить квартиры меньшего размера? И т.д.

- У нас нет никаких земель. И хотя мэрия не может указывать подрядчикам, какие им строить квартиры., мы все-таки стараемся вносить в планы городского строительства определенные коррективы, чтобы строили разное жилье. И действительно: в Тель-Авиве больше, чем в других городах, малогабаритных квартир.

- Теперь вопрос не менее важный – общественный транспорт. Мы недавно узнали (это кажется полным безумием), что пуск метро откладывется чуть ли не на полтора десятилетия. Так может быть забыть пока что о подземке. И создать другую эффективную систему городского транспорта – например, как в Хайфе? Что мэрия предпринимает по этому вопросу?

- Я скажу тебе вот что: хайфский Метронит создал не тамошний муниципалитет. Это проект государства Израиль. Правительство построило Метронит. Транспортный вопрос в нашем государстве – это задача правительства. Это первое. Второе: Метронит, система наземного транспорта такого типа, не является решением для Большого Тель-Авива, Гуш-Дана - из-за огромного числа пассажиров, живущих в этом многомиллионном мегаполисе. Только метро, только поезда – единственный способ решить транспортную проблему

Транспортная проблема Тель-Авива – отнюдь не чисто тель-авивская. Это проблема всех городов-спутников. Житель Раананы или Ришон-ле-Циона должен оставлять свою машину на стоянке и приезжать в Тель-Авив на общественном транспорте. Иначе это создает огромные пробки.

- Следует ограничить въезд частных машин в пределы города?

- Да. Но и этого мне никто не позволит сделать. Есть закон. Нужно понимать: в государстве существуют вопросы, которые решаются только на общенациональном уровне. Транспорт – одна из них. Поэтому я ищу альтернативные пути решения проблемы. Одна из них – система велосипедных дорожек, аренда велосипедов. Мы планируем создать также муниципальную систему аренды автомобилей.

- Рон, очень личный, очень важный для меня вопрос. Я живу в Тель-Авиве много лет и люблю этот город за его прекрасную атмосферу, особый дух и стиль жизни. За последние годы многое изменилось к лучшему в его облике – реконструкция исторических зданий, ремонт улиц. И все-таки. Общее состояние городских кварталов, домов до сих пор оставляет желать лучшего. Ко мне приезжают гости из-за границы. И порой, гуляя по центру (а не в каких-то отдаленных кварталах юга), мне стыдно за то, как содержатся здания в городе. Это не соответствует уровню современного западного города, каковым себя считает Тель-Авив.

- Это сложный вопрос. Мы молодое государство. У нас нет исторического опыта содержания старых зданий. Этот город начал строиться всего сто лет назад. Тель-Авив - не Москва, не Париж, не Берлин, которые строились сотни лет. В этих странах есть опыт поддержания облика исторических зданий. Но не только это. Государство Израиль еще 50-60 лет назад принимало миллионы репатриантов из разных стран. Их всех нужно было где-то расселять. Велось строительство жилья очень низкого стандарта. Теперь все эти дома начинают рассыпаться. Новая страна, низкие стандарты строительства, отсутствие развитой традиции поддержания технического состояния и внешнего облика зданий. В дополнение к этому в Израиле отсутствует соответствующая законодательная база, которая вынуждала бы владельцев домов поддерживать их в надлежащем порядке. В Нью-Йорке и Париже у зданий, обычно, есть владелец – человек или компания, который несет ответственность за состояние дома. В Тель-Авиве у дома - 30 владельцев; каждый владелец квартиры – хозяин, и с каждым надо договориться по отдельности, чтобы произвести какие-либо изменения... Не стоит рассчитывать на драматические перемены в этой сфере. На это потребуются годы.

- Юг города. Катастрофическое состояние южных кварталов. Район старой автостанции. Доколе?

- Там живут люди, которые прибыли из Африки в поисках лучшей жизни. Я их не приглашал. Мигранты всегда прибывают в большие города и селятся в неблагополучных кварталах. Такова южная часть города, где живут социально слабые жители Тель-Авива. Встреча этих двух групп населения всегда вызывает конфликт. Но это люди, и их проблемы надо решать. Невозможно сделать так, что мигранты исчезнут в одночасье. Они будут здесь. В этом году родилось 1200 детей. Мигранты живут в трех районах – Неве Шеанан, Ха-Тиква и Шапира У меня нет готовых решений. Я пытаюсь решить отдельные проблемы. В Тель-Авиве 60 тысяч нелегалов – половина из Африки, половина из других стран. Надо им как-то помочь. В создании этой ситуации виновато государство. Оно не признает этих людей, не оказывает им помощь в вопросах здравоохранения, образования детей. Мы будем постепенно пытаться что-то решить, но мы не волшебники. Это задача государства.



Ницан Горовиц: «Мэрия может и должна решать городские проблемы»




- Ницан, ответь мне на такой вопрос. Чем, по большому счету, отличаются оба кандидата друг от друга? Нынешний мэр Рон Хульдаи представляет партию Авода, представляет светских горожан. Ты депутат от МЕРЕЦ. Мы не наблюдаем, как в других городах, противостояния между секулярным и религиозным кандидатами. Либо между кандидатами, обладающими кардинально разными социально-экономическими взглядами? Я не прав?

- Ты не прав. Возможно, Хульдаи формально является представителем партии Авода (во всяком случае когда-то он им являлся), однако его взгляды, а главное - его практические действия, не только не отражают социальную повестку партии Труда, а, напротив, противоречат ей. Худьдаи управляет городом, как коммерческим предприятием. Абсолютно всё измеряется деньгами и только деньгами: от штрафов за парковку до продажи муниципальных земель воротилам строительного бизнеса, которые возводят жилье для иностранных граждан в самых лучших местах Тель-Авива. Социально-экономические проблемы горожан его совершенно не интересуют.

Нынешний мэр с пренебреженим относится к проблемам городской системы образования, к проблемам городского транспорта... Иными словам, его подход к управлению городом носит антисоциальный характер и направлен против интересов обычных горожан. Может быть, он считает себя социал-демократом, однако его действия свидетельствуют об обратном.

Мой подход к вопросам муниципальной власти – совершенно иной, социальный. В своей предвыборной программе я исхожу из реальных нужд жителей города. Это лежит в основе моего видения того, как нужно руководить городом. Люди прежде всего. Проблемы жилья, транспорта, школьного образования, экология. Это полностью отличается от того, что исповедует Хульдаи.

- Это замечательно, что в основе твоей концепции управления лежит социальный подход, реальные проблемы горожан – транспорт, доступное жилье, все, что находится в удручающем состоянии, все, что необходимо менять, исправлять. Но есть ли у мэра города соответствующие полномочия, есть ли у него возможность оказывать влияние на решение этих кардинальных проблем. Разве это в его силах? Ведь это прерогатива правительства.

- Это распространное заблуждение, которое поддерживает нынешняя муниципальная власть. В трех сферах – образование, жилье и транспорт – у органов местной власти, у мэров городов, есть огромные возможности. Разумеется, многое зависит от правительства. Но и от городских властей тоже. Это комбинация возможностей. Если мэр города действительно заинтересован в изменениях, он может продвигать данные вопросы самым кардинальным образом, добиваясь успеха. Например, у муниципальной власти есть полномочия, связанные со строительством на территории города. Муниципалитеты владеют землей. Не знаю, в курсе ли твои читатели, но большая часть земли в Тель-Авиве является государственной, а немалая ее часть принадлежит непосредственно тель-авивской мэрии – четверть всех городских территорий. И мэрия может вести строительство на этой земле - так же, как и любой частный владелец. Мэрия строит детские сады, школы, синагоги, игровые площадки, скверы, дороги. Но она может строить и жилье. В прошлом, кстати, мэрия так и поступала. Она строила квартиры.

То же касается и системы образования, которую мэрия финасирует совместно с министерством просвещения. И если мэрия хочет, она в состоянии серьезнейшим образом улучшить эту систему. В Тель-Авиве существует большая проблема с переполненностью классов. Муниципалитет может решить эту проблему.

В сфере транспорта то же самое. Многие серьезно ошибаются, полагая, что решение транспортных проблем зависит исключительно от правительственных инстанциий. Это не так. Разрешение на открытие нового автобусного маршрута действительно выдает министерство транспорта. Однако разметка маршрута, выделение дорог, количество остановок - все это входит в полномочия мэрии. Но тель-авивская мэрия не только не помогает министерству транспорта, она ставит ему палаки в колеса. Почему? У Хульдаи есть свой подход к транспортной теме. Он категорический противник создания наземных систем массовых перевозок. Он хочет подземный транспорт. Я тоже хочу, чтобы у нас было метро - как в Париже. Но что делать, если наше правительство строит метро вот уже 50 лет... Недавно нам сообщили, что метро в Гуш-Дане появится не раньше 2036 года! Можно, разумеется, прекратить любой процесс улучшения городской системы транспорта и заявить, что до тех пор, пока не будет построено метро, я, мэр города, не буду делать ничего. Так и поступает Хульдаи. Но это не выход. Вот уже многие десятилетия мы живем с неэффективной, примитивной системой городского транспорта.


- У тебя есть решение?


Конечно. Мы предлагаем наземную систему пассажирских перевозок, зарекомедовавшую себя во многих странах мира: BRT (Busrapidtransit) – метробус, скоростной автобус. Автобусы с электродвигателями, передвигающиеся по специальным маршрутам с высокой периодичностью. Такие транспортные системы действуют в 150 городах мира – в Лос-Анджелесе, Бостоне, Стамбуле. На их создание требуется не более трех лет. Это удобная, экономичная и быстрая система пассажирских перевозок. Ее строительство не требует столь огромных вложений, как подземный транспорт.


- Ты полагаешь, что тебя поддерживает значительная часть горожан? Как ты оцениваешь свои шансы? Я знаю, что это не самый приятный вопрос для любого кандидата.


- Я чувствую, что поддержка очень значительна. Об этом свидетельствуют все последние опросы. Проблема, однако, в том, что в Тель-Авиве (как и в других городах) голосует лишь треть жителей. Очень низкий процент явки. Именно это и является нашей главной задачей – вывести людей на голосование. Проблема заключается в равнодушии граждан, большинство из которых, я уверен, разделяют мои взгляды на социальные вопросы, связанные с жильем, транспортом и образованием.


- Юг города. Тяжелейшая проблема.


- Вот многие говорят, что Хульдаи хорошо управляет городом. Посмотрите на южные кварталы. Их состояние свидетельствует об обратном. Ты переходишь магистраль Менахем Бегин, улицу Дерех Яффо и оказываешься не просто в другом городе - на другой планете. Жуткие, невероятно запущенные места, катастрофическое санитарное состояние, настоящие трущобы – сточные воды стекают по улицам, крысы... Ужасно.

Прежде всего – мэрия обязана вкладывать гораздо больше средств в инфраструктуру южных кварталов, а не только северных. Она в состоянии это сделать. Это первое. Второе – острейшая проблема африканских мигрантов. Нужно навести порядок в этом вопросе. Нужно дать этим людям работу, пока не решен вопрос их статуса. Нужно поозволить им жить и в других местах страны, способствовать этому. Африканские мигранты могли бы занять места легальных иностранных рабочих, которых правительство продолжает ввозить в страну.

- Но это задача правительства. Что могут сделать городские власти?


- Очень многое. Тель-авивская мэрия является наиболее влиятельной в государстве. У нее есть мощные рычаги влияния на правительство. Мэрия может и должна решать городские проблемы. Однако Хульдаи постоянно твердит: это не моя проблема, это не моя проблема. И отказывается что-либо предпринимать.
Tags: tel-aviv
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments