גיא (guy_gomel) wrote,
גיא
guy_gomel

  • Location:
  • Music:

Пролетарии всех стран, бейте в красный барабан

Фотографировал вчера на одной из двух первомайских демонстраций в Тель-Авиве - на площади Рабина. Фотографии пригодились для статьи об истории первомайских празднований в Израиле. Тема, кстати, весьма занимательная. В ней, как в капле воды, отражается социально-экономическая и политическая история государства: от мапаевского социализма - до доморощенного неолиберализма девяностых-нулевых.

* * *
Когда-то, в далекие 50-е, 60-е и даже 70-е гг. прошлого века, в период развитого мапаевского социализма и всеобщей трейдюнионизации трудящихся, 1-е мая в Израиле было вполне себе - если не официальным, то полуофициальным - праздником (или, если хотите, важной датой), который отмечался с определенным размахом. Разумеется, израильский Первомай не шел ни в какое сравнение с подобного рода манифестациями в СССР и странах коммунистического блока. Но по улицам Тель-Авива, Хайфы и Назарета шли многочисленные колонны демонстрантов, представлявших различные профсоюзные организации, молодежные движения, левые и левоцентристские партии.

Официальный статус Дню международной солидарности трудящихся, несмотря на давление политиков-социалистов и Гистадрута, кнессет придавать не захотел. Этому противились представители правых и религиозных партий. К тому же статус единственно возможных государственных праздников был намертво закреплен за еврейскими и сионистскими датами. Немаловажным фактором было также и то, что Первое мая ассоциировалось с Советским Союзом, занимавшим враждебные, проарабские позиции на международной арене, и официальный Иерусалим, имевший особые отношения с США и Западом, не хотел размахивать красной тряпкой перед мордой американского быка. Однако на практике, вплоть до начала 80-х годов, Первомай отмечался почти на официальном уровне.

Первое мая в те годы считалось одним из наиболее предпочтительных "выходных по выбору" ("йом ха-бхира"), полагающихся наемному работнику в соответствии с трудовым законодательством. Министерство просвещения позволяло закрывать в этот день учебные заведения, если администрация сообщала об этом заранее. В трех законодательных актах ("Закон о ежегодном отпуске", "Закон о компенсации после увольнения" и "Закон о демобилизованных солдатах") 1-е мая имело статус, равный еврейским праздникам. Всеобщая федерация профсоюзов (Гистадрут) имела обыкновение в этот день проводить массовую "праздничную" забастовку - на предприятиях и учреждениях, которые находились под ее опекой (а таковых в те годы было подавляющее большинство). В первомайских мероприятиях участвовали руководители Партии Труда - иными словами, лидеры еврейского государства.

Но все стало меняться с середины 80-х. В 77-м произошел политический переворот, положивший конец 30-летнему правлению лейбористов. К власти пришел правый Ликуд. А затем социалистический Израиль, стремясь выбраться из глубокого кризиса, совершил разворот на 180 градусов и начал процесс либерализации экономики, включавший в себя приватизацию предприятий государственного сектора и целенаправленное ослабление социального государства. Партия Труда, давно уже переставшая представлять рабочий класс, постепенно превратившаяся в партию военно- государственной элиты и крупных буржуа, стала тяготиться первомайским наследием. Гистадрут также потерял интерес к, казалось бы, наиболее аутентичному для профсоюза празднику. А в начале 90-х в Израиль хлынул колоссальный поток иммигрантов из распадающегося СССР. Для многих из них 1-е мая было бессмысленным (а порой и ненавистным) наследием советского прошлого. И то, что в Израиле кто-то отмечает эту дату, воспринималось выходцами из бывшего Союза, в лучшем случае, как курьез.

В 90-е и 2000-е гг. Первомай влачил в Израиле жалкое существование. В 1994-м году новый глава Гистадрута Хаим Рамон принял решение исключить 1-е мая из числа официальных дат. Этому решению противились лишь израильские коммунисты, которые и взяли на себя задачу сохранить остатки первомайской традиции. Они проводили первомайские митинги и манифестации в Тель-Авиве и Хайфе. А центр первомайских праздненств переместился в арабский Назарет. Молодежные социалистические движения проводили локальные и немногочисленные мероприятия в Тель-Авиве и других городах страны.

Попытки возродить славные первомайские традиции давних лет начали предприниматься с конца 2000-х гг. Этому способствовал также экономический кризис середины прошлого десятилетия. В 2008 году возобновились демонстрации в Тель-Авиве. Наиболее массовая первомайская манифестация в Тель-Авиве состоялась в 2010 году. В ней приняло участие более 5 тысяч человек. Большие демонстраци прошли в Хайфе, Иерусалиме и Беэр-Шеве. В 2011-м и 2012-м гг. по стране прокатилась мощная волна массовых акций социального протеста, что придало первомайской традиции новый импульс. История Первомая в Израиле, по всей видимости, еще не завершена. Хотя рассчитывать на былое мапаевско-гистрадрутовское величие вряд ли приходится. Иные времена, иные нравы.
























известный актер Ами Смолярчик




















Tags: israelis, land of israel, paparazzi, tel-aviv
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments