גיא (guy_gomel) wrote,
גיא
guy_gomel

  • Music:

Европа, Европа

Трагический день завершился еще одной досадной мелочью. Сладкоголосый Давид Д'Ор не прошел в финальную стадию европейского песенного конкурса. В ожидании снятия цензурных ограничений на публикацию факта гибели пятерых солдат на оси Филадельфия возле Рафиаха я все-таки прорвался к одному из десяти редакционных телеприемников, чтобы посмотреть некоторые фрагменты этого пестрого зрелища. Сербы с албанцами Д'Ора прокатили.


Могу ли я назвать себя настоящим фанатом Eurovision'а? Не думаю. Испытываю определенный сантимент, природу которого пытался объяснить в статье, написанной мною два года назад, в канун Евровидения-2002-го года.

Да здравствует кэмп!

Для большинства израильтян прямая трансляция европейского песенного состязания станет не более, чем еще одной развлекательной передачей субботнего вечера. Многие из них отдадут предпочтение просмотру интересного фильма по спутниковому телеканалу либо вечерней прогулке на свежем воздухе. Однако для значительной части израильских и европейских геев столь грандиозное зрелище, как европейский конкурс эстрадной песни, несомненно станет одним из важнейших культурных событий текущего года. На домашние телепросмотры и шумные евровизионные вечеринки соберутся тысячи благодарных поклонников этого весьма посредственного по своим художественным достоинствам музыкального состязания. Они будут внимательно наблюдать за гигантоманским состязанием национальных амбиций, помпезных нарядов и весьма среднего уровня мелодий. Можно не сомневаться, что взыскательные зрители подвергнут тщательному анализу громоздкое платье словенской певицы и нелепый вид испанского конкурсанта. А в самый ответственный момент, когда на сцену, наконец, поднимется представитель их страны, болельщики замрут в тревожном ожидании. В Тель-Авиве, Париже, Амстердаме и Лондоне многие с волнением будут повторять вслед за представителями национальных жюри: "Исраэл - сикс пойнтс! Свиден - тен пойнтс! Франс - дуз пуа"... В связи с этим возникает несколько вопросов: "В чем кроется секрет популярности Евровидения? Какова природа этого культурно-психологического феномена? Каким образом китчевый песенный конкурс стал культовым явлением европейской (и израильской) геевской субкультуры?"

В майском (2002) номере журнала "Ха-зман ха-варод" ("Розовое время") данный феномен обсуждается группой специалистов и знатоков вопроса . В заседании круглого стола приняли участие преподаватель кафедры киноискусства Тель-Авивского университета Гилад Падве, доктор литературоведения того же учебного заведения Амалия Зив, популярный композитор и певец Цвика Пик, один из владельцев тель-авивского гей-бара "OUT" Пини Зильбер, а также неизменный участник импровизированных выступлений на воскресных евровизионных вечерах в "Ауте" Мирон Гринберг.

Гилад Падве: "С тех пор как в наш повседневный лексикон вошло слово "китч", оно широко используется для пренебрежительного обозначения псевдоэстетических явлений, не достойных высокой художественной оценки. Скорее всего это слово происходит от английского Sketch ( эскиз, набросок) или от немецкого глагола verketschen ( схалтурить, сделать что-либо на скорую руку). Скажем, сентиментальная картина, изображающая пару, слившуюся в романтическом поцелуе на фоне заката, - типичный пример "китча", поскольку в данном конкретном случае речь идет о слишком грубом и прямом воздействии на наши инстинкты и чувства. В том же ряду стоят постеры с зеленоглазыми кошечками, песни группы "АББА", конкурс Евровидения и мыльные оперы. Однако в последнее время культурологи все чаще прибегают к другому термину - "кэмп". Этим словом обозначают весьма популярную в последнее время эстетику намеренного использования элементов китча в художественном творчестве, противопоставляя ее общепринятым эстетическим нормам и представлениям о том, что есть подлинная культура, а что низкопробное искусство . Понятие "кэмп" восходит своими корнями к испанскому слову "акимбо" . Так называлась особая танцевальная позиция "руки по бокам", используемая завсегдатаями некоторых ночных клубов Лондона в 17-м веке. В так называемых клубах "Марис" мужчины встречались с целью знакомства и секса. Там же проводились настоящие, по современным понятиям, драг-шоу, когда мускулистые торговцы углем превращались по ночам в разодетых и напомаженных певиц из бара. Со временем слово "акимбо" превратилось в "кэмп". Эстетическая традиция "кэмпа" с презрением относится к разного рода общественным условностям и искусственным, с ее точки зрения, разграничениям. Речь идет не только о неприятии противопоставления высокого искусства культурному ширпотребу . "Кэмп"отвергает любые эстетические и моральные критерии, диктуемые обществом: как нужно одеваться, что надо смотреть, с кем положено спать, что такое женственность и мужественность. По мнению известного американского культуролога и литературного критика Сюзанн Зонтаг, понятие "кэмп" означает прежде всего эстетическое стремление к женскому началу у мужчин, и к мужскому у женщин. Зонтаг утверждает, что "кэмп" - это любовь ко всему сентиментальному, яркому, чрезмерному и шумному. В этом, по-видимому, и кроются эстетические причины почитания некоторыми геями оперных, эстрадных и киношных див, страсть к эксцентрическому стилю одежды, а также любовь к мегаломанскому и китчевому конкурсу Евровидения."

Эту теорию могут подтвердить завсегдатаи популярнейших воскресных евровизионных вечеров в тель-авивском гей-баре "OUT", а также посетители иерусалимского паба "Лулу". В этих заведениях пользуются беспрецедентным успехом не только вошедшие в историю поп-музыки шлягеры, но и забытые всеми песни европейских конкурсов прошлых лет. Каждое воскресенье в "Ауте" можно увидеть симпатичных парней, которые задорно подпевают фонограмме песни "Waterloo" легендарного шведского квартета или шлягера Изхара Коэна "Аба-ни-би". "Откуда они знают слова забытой песенки Орны и Моше Дац "Купидон", исполненной семейным дуэтом пятнадцать лет назад на внутриизраильском отборочном конкурсе Кдам Еровизион ?" - удивляются зашедшие на огонек гости. Владелец "Аута" Пини Зильбер: "Все началось с отчаянной попытки спасти от экономического краха убыточные воскресные вечера в нашем баре. Решили прокручивать шлягеры Евровидения прошлых лет. Вначале приходили лишь яростные "поклонники жанра". Вскоре народу стало приходить столько, что негде было яблоку упасть. Спустя короткое время Eurovision Sunday превратился в "фирменный" день нашего заведения."

Мирон Гринберг (25) - евровизионный фрик, не пропустивший ни одного воскресного вечера в "Ауте": "Короткая трехминутная песенка, приятная, легко запоминающаяся мелодия, красивая хореография, яркие костюмы - вот вам и маленькое очаровательное шоу. Добавьте сюда эстрадный оркестр, многоязыкую публику, прямую трансляцию и нервное ожидание приговора зрительского жюри - и вы получите тот самый "кэмп-коктейль", который мы так обожаем."

У доктора литературоведения из Тель-Авивского университета, культуролога Амалии Зив свое мнение на сей счет: "В последние десятилетия на Западе сформировалась универсальная гей-культура , включающая в себя среди прочего и такие несомненные "кэмп"- элементы как пародийно-гротескные транвеститские драг-шоу и китчевый Eurovision. Иногда такого рода культурные события могут оказывать на людей положительное психологическое воздействие. Так, например, смутно осознающий свою идентификацию подросток , который задыхается и чувствует себя чужим в доминирующей гетеросексуальной культуре, где гендерные роли и эстетические установки четко определены заранее, может снять психологическое напряжение и дать волю своим эмоциям и чувствам посредством китчевой юнисексовской поп-музыки и "кэмповского" зрелища, подобного конкурсу Евровидения. Театрализованный, напыщенный, грандиозный Eurovision созвучен амбивалентному отношению гомосексуалов к окружающему их стрейтовскому культурному пространству. Геи нередко заимствуют элементы гетеросексуальной эстетики для создания собственных культурных икон , наполняя их иным содержанием и смыслом. В данном контексте не случайной является победа на конкурсе в 1998 году транссексуала Даны Интернейшнл. У автора "Дивы", певца и композитора Цвики Пика, есть простое объяснение столь преданной любви радужной публики к европейскому телеконкурсу: "По-моему, геи любят Евровидение за яркие наряды, щегольство артистов и красивое профессиональное шоу. "

Израильский аспект

Говоря об Израиле, не стоит пренебрегать и таким тривиальным объяснением проявления интереса к конкурсу Евровидения как национальная гордость и чувство патриотизма. Для такой маленькой и проблематичной с политической точки зрения страны как Израиль любое транслируемое на десятки стран мира международное состязание, в котором участвуют наши представители, становится предметом огромной важности . Победа Изхара Коэна в 1978 году в Париже, первое место Гали Атари с классической "Алилуйей" в 1979 году в Иерусалиме и триумф Даны Интернейшнл в 1998 году в Бирмингеме стали событиями в жизни еврейского государства . Одним из волнующих и символических моментов в истории израильского участия в европейских конкурсах было выступление в Мюнхене в 1983 году Офры Хазы с песней "Хай" ( второе место). Вся страна с замиранием сердца и слезами на глазах следила за выступлением на земле Германии певицы-сабры, которая гордо повторяла песенный рефрен "Хай, хай, хай Ам Исраэль хай!" ("Жив народ Израиля !"). Моя любовь к Евровидению началась с блистательного выступления в Риме в 1991 году Орны и Моше Дац с песней Узи Хитмана "Здесь я родился" ( "Кан ноладти"). Может быть именно тогда я, новый репатриант, находившийся в стране меньше года, впервые почувствовал себя израильтянином.



Краткая история Eurovision Song Contest

Все началось миллион лет назад, а именно в 1956 году в Швейцарии. Там проходил первый конкурс Евровидения.

Не станем утомлять вас именами победителей Евровидения в 50-60-е годы. Можно лишь отметить некоторые забавные моменты. Так, например, в 1968 году у себя на родине в Лондоне знаменитый Клифф Ричард вместе со своим бессмертным шлягером Congratulations занял всего лишь второе место. В 1970 году в Амстердаме испанский супер-стар Хулио Иглесиас вышел на 4-е место в песенном рейтинге, а популярный итальянский певец Джани Моранди в том же году оказался на 8-м месте. В 1973 году в Люксембурге тот же Клифф Ричард занял 3-е место, вслед за ним четвертым номером была израильская дебютантка Иланит с песней "Эй шам". Второй была испанская группа Mocedades с замечательной песней "Eres Tu". А победила тогда очаровательная французская еврейка из Люксембурга Анн-Мари Давид с красивой песней "Tu te reconnaitras".

1974 год. Брайтон (Англия) - триумф великого шведского квартета АВВА с Waterloo. Британская звезда Оливия Ньютон-Джонс лишь на 4-м месте. Израильская группа "Каверет" ( под дурацким названием "Пуги" - Гиди Гов, Дани Сандерсон, Алон Олеарчик) на 7-м месте с песенкой "Натати ла хаяй".

1975 год. Стокгольм. Побеждает голландская группа "Тич-Ин" с песней "Динг Динг Донг". Наш юный Шломо Арци на позорном 11-м месте с песней "Ат вэ ани".

1976 год. Гаага. Победил английский ансамбль "Brotherhood of Man" со шлягером "Save your kisses for me". Израиль представлен девическим трио "Шоколад, мента, мастик" ( с участием юной Ярдены Арази). Девушки исполнили главный шлягер всех израильских драг-куин "Эмор Шалом" - 6-е место.

1977 год В Лондоне побеждает еврейская девушка из Франции Мари Мирьям с песней "L'oiseau et I'enfant". Наша Иланит решила попытать счастье второй раз с песней "Аhава hи шир". В итоге - малопочетное 11-е место.

1978 год. Париж. Веселится и ликует весь народ. Израиль на ушах. Изхар Коэн побеждает с песней Нурит Гирш и Эхуда Манора "Аба-ни-би". Далеко позади от нашего Коэна столь популярные в бывшем Союзе испанский дуэт "Баккара" со шлягером "Парле ву франсе?" (7-е место) и итальянская группа "Рики э-повери" (12-е место).

1979 - "Евровидение" в Иерусалиме! В зале "Биньяней ха-Ума" ( на домашней площадке) второй раз подряд побеждают представители Израиля - Гали Атари и группа "Халав-у-дваш" с бессмертной "Алилуей". На 4-м месте оказалась немецкая группа "Чингиз-хан" с одноименным шлягером всех времен и народов.

80-е годы. Несмотря на то, что Израиль второй год подряд победил на конкурсе ("Алилуйя"), управление израильского телевидения отказалось проводить дорогостоящее мероприятие в Иерусалиме из финансовых соображений. Хозяевами "Евровидения-80" стали голландцы.

1980 год. Гаага. Победа досталась ирландскому певцу Джони Логану. Израильтяне вообще не принимали в этом году участие в конкурсе (испугались, что победят в третий раз). Зато участвовала певица из Марокко.

1981 год. Дублин .1-е место - английский состав Bucks Fizz. Израильский квартет "Аколь овер, хабиби" на 7-м месте с песней "Ха-лайла".

1982 год. Harrogate (Великобритания). На первом месте - певица из Германии Николь, исполнившая в сопровождении гитары песню с очень красивой мелодией "Ein bisschen Frieden". На 2-е место вышел израильский певец Ави Толедано с песней "Хора".

1983 год. Мюнхен. Победительница Корин Хермес из Люксембурга. На втором месте - наша йеменская принцесса Офра Хаза с патриотической песней "Ам Исраэль Хай".

1984 год. Люксембург. 1-место у шведского ансамбля "Herreys". Израиль отдыхает от европейцев (или европейцы от Израиля).

1985 год. Гетеборг (Швеция). На 1-м месте норвежская группа "Bobbysocks". Победитель 1978 года израильтянин Изхар Коэн на этот раз занимает лишь пятое место с песней "Оле, оле" .

1986 год. Берген (Норвегия). Победительница - 15-летняя бельгийка Сандра Ким с песенкой "J'aime la vie". Израильский комик Моти Гилади в дуэте с певичкой Сарой Цуриэль заслуженно заняли позорное 19-место(их еще пожалели).

1987 год. Брюссель. Второй раз, спустя семь лет, победил ирландский певец Джонни Логан. Израильтяне вновь послали на конкурс черт знает кого - идиотский дуэт в составе комика Ави Кушнира ("Зеу-зе") и актера Натана Данкнера. С куплетами "Шир ха-батланим" ("Песенка бездельников") эта кислая парочка заняла тем не менее 8-е место.

1988 год. Дублин. Победительница - будущая канадская дива Селин Дион, тогда еще молодая певица, представлявшая на конкурсе Швейцарию. Она исполнила песню "Ne partez pas sans moi". Интересная деталь: от Люксембурга выступала Лара Фабиан с удивительно красивым, похожим на дионовский голосом (4-е место). Спустя десять лет ее "раскрутят" в той же Канаде с песней на музыку Альбинони. Израиль представляла Ярдена Арази с песней "Бен-адам". Гверет заняла 7-е место.

1989 год. Лозанна (Швейцария). На пером месте югославская певица с еврейским именем Рива. Детский израильский дуэт "Гили вэ Галит" на 12-м месте с песней "Дерех ха-мелех".

1990 год. Загреб (Югославия). Победитель - старый песенный волк из Италии, любимец советских пэтэушниц - Тото Кутуньо. Израильская народная певица Рита с песней своего Рамика Кляйнштайна "Шара ба-рховот" не приглянулась европейцам и заняла аж 18-место.

90-е годы в истории Евровидения просто "фуя" по сравнению с 70-ми и 80-ми. Если бы не Дана... Но об этом чуть позже.

1991 год. Рим. Ведущий конкурса, прошлогодний победитель Тото Кутуньо объявляет: "Синьоры и синьориты (или как там по-итальянски?) - дуо Дац!" Этот конкурс должен был стать триумфом израильского дуэта Орны и Моше Дац, блистательно исполнивших песню Узи Хитмана "Кан".

Международные судейские коллегии многих стран дают им по 12 и 10 баллов. Но! О, шок! Австрия, Германия и Италия не присуждают израильтянам ни одного очка! И с маленьким отрывом наши Дацики уступают 1-е место шведской певице Кароле с очередной вариацией на тему "АВВА" и 2-е место арабской певице Амине, представлявшей Францию и исполнившей красивую ориентальную композицию.

1992 год. Мальме (Швеция). 1-е место у ирландской певицы Линды Мартин. Наша Дафна Декель с песней "Зе рак спорт" на 6-м месте.

1993 год. Миллстрит ( Ирландия). Второй раз подряд у себя на родине побеждают ирландцы. Первое место у певца Найама Кэвэнджа. Самое неудачное, по мнению всех местных фанов "Евровидения" выступление представителей Израиля. Кибуцная тетя Сареле Шарон - звезда специфического израильского жанра - массового пения под аккордеон ( "шира бэ-цибур") вместе со сколоченной наспех подпевальной группой "Ширу" ( в которой, кстати, участвовала русская ола хадаша, призерша советского фестиваля в Юрмале - Юлия Мирошниченко) исполнила песенку с "оригинальным" названием "Ширу шир" ("Пойте песню") и заняла второе с конца (24-е) место.

В связи с тем, что стран-участниц стало больше (присоединились восточно-европейские страны и бывшие республики СССР) была введена новая система: ряд занявших последние места стран вылетают на годик-другой, уступая место Польшам, Босниям и Эстониям. Израиль, благодаря Сареле, пролетел как фанера над Европой.

1994 год. Дублин. Израильтяне отдыхают. Третий раз подряд побеждают ирландцы! Первое место у дуэта в составе Пола Хэррингтона и Чарли Мак-Геттигана. Впервые от России выступает певица с очень "русским" сценическим именем Юдифь ( она же Маша Кац) с песней "Вечный странник" и занимает 9-е место.

1995 год. Дублин. Победила норвежская группа "Secret Garden" с пронзительно красивым "Ноктюрном". Израильская певица Лиора с песней Моше Даца "Амен" - на 8-м месте. От России выступает великий и ужасный Филя Киркоров с катастрофической песней "Колыбельная вулкану" и знимает соответственно 17-е место.

1996 год. Осло (будь оно неладно). Просто скандал: в четвертый раз за последние пять лет побеждают ирландцы. На первом месте певица Эймар Куин. Израиль и Россия не участвуют в конкурсе.

1997 год. Дублин. Победительница - англичанка Катрина и группа "Waves" . Ирландцы были близки к инфаркту - "ихний же" певец Марк Робертс едва успел уступить британской сестре первое место, удовлетворившись на сей раз вторым. От России пожаловала Императрица всея песенной Руси Алла Борисовна Пугачева. Ее песня "Примадонна" не произвела впечатления на европейскую публику и заняла лишь 15-е место. Израиль вновь отдыхает, готовясь ( как выяснится позже) к Большому Прыжку.

1998 год. Бирмингем. ВИВА ЛА ДИВА!!! Простая израильская трансуха Дана ИНТЕРНЕЙШЬОНАЛЬ - в очленительном страусином платье от Жан-Поль Готье в третий раз в истории этого конкурса приносит своей стране долгожданную победу!

1999 год. Иерусалим. Зал "Биньяней ха-Ума" . Первое место у шведки Шарлотт Нильсен с песней "аля-АВВА" - "Take Me To Your Heaven". Главные конкурентки - исландка Сельма ( мне эта девушка очень понравилась, уж посимпатичнее силиконовой шведки) и заламывающая ручки хорватка Дорис с песней "Мария-Магдалена". Наша мальчуковая группа "Эден" на 5-м месте.

2000 год. Стокгольм. Победители - датский дуэт братьев Ольсен. На втором месте - русская звездунья Алсу с песней на английском языке "Соло". Израиль показал всем большую попу. Два идиота и две дуры с улицы Шенкин назвали себя группой "Пинг-понг" и пропели -"казе" песню -"кеилю"- "Самеях" - (Ахи, хаваль аль ха-зман! Соф ха-дерех!). Повторив подвиг доблестной кибуцницы Сареле Шарон, хевре взяли 3-е с конца (22-е) место.

2001 год. Копенгаген. Победа достается маленькой, но очччень независимой Эстонии. Молодой певец Та-а-нелл Па-а-адар и его горя-я-чий эстонский друг, негр Дэйв Бентон плюс группа"2XL" - на 1-м месте. Израильский певец Таль Сондак с песней "Эйн давар" занял лишь 16-е место.
Tags: art
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments